Подготовка детей к школе — это
ответственный момент. Многие родители спрашивают, что сделать, чтобы ребёнок
хорошо адаптировался к новым условиям в школе? Выделяют три основные линии, по
которым должна вестись подготовка к школе.
Во-первых, это общее
развитие
К тому времени, когда ребенок станет
школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в
первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас
интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение
действовать во внутреннем плане или, иными словами, производить некоторые
действия в уме.
Во-вторых, это
воспитание умения произвольно управлять собой
У ребенка дошкольного возраста яркое
восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно
управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях
запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся
для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться
сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него
непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно
необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более
широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо,
хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
В-третьих, формирование
мотивов, побуждающих к учению
Имеется в виду не тот естественный
интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о
воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать
побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Эти три параметра очень важны для успешной
учебы в школе.
Стороны готовности к
школе
Можно выделять отдельные стороны
готовности к школе:
·
Физическая готовность — общее физическое
развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный
покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития
мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики
(особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы
ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее
состояние здоровья.
·
Интеллектуальная готовность. В содержание
интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор,
специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их
ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного
мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель
деятельности.
·
Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и
социально-психологической готовностью понимают сформированность новой
социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы
нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности
поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
·
Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую
готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать
решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации,
преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических
процессов.
·
ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около
15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10
предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному
образцу; копировать в точности узор или движение.
·
ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать
по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в
точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
·
МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий,
складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять
несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и
явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
·
МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном
порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно
действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками
действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на
листе бумаги; определять время по часам.
·
РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки;
определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных
видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из
личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6
слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
·
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть
карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке
несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или
раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку
или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции,
расположение частей.
·
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое
имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего
родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей
суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать
хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от
полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий