Консультация для родителей
"Игры и упражнения по формированию
пространственных представлений
у дошкольников 4-5 лет"
Каждый из
вас, уважаемые родители, хочет, чтобы его ребенок был успешным в школе. А это
во многом зависит от того, на сколько хорошо ваш ребенок умеет ориентироваться
в пространстве.
Формирование
пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного
развития ребёнка на всех этапах дошкольного развития.
В три-четыре
года ребенка учат различать пространственные представления, связанные со своим
телом, а также помогать осваивать навыки ориентации в пространстве (справа,
слева, впереди, позади, вверх, вниз). Ориентировка на собственном теле является
исходной в освоении ребенком пространственных направлений.
Как же помочь дошкольнику в четыре – пять лет продолжить развивать умение
ориентироваться в пространстве?
В этом
возрасте ребёнок учиться определять расположение одной – двух игрушек. Помните,
что основным источником познания дошкольника является чувственный опыт. Ребенок
ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по
сторонам собственного тела. Он практически соотносит предметы с частями тела:
вверху - где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно
младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для
него системой отсчета. Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный
опыт, приобретаемый ребенком.
Эти навыки можно закрепить с помощью
простейших игр с детьми.
«Далеко - близко». Такая игра с
детьми подойдет как для дома, так и для прогулки. Попросите ребенка рассмотреть
окружающие его предметы. Задавайте вопросы, что находится впереди, сзади,
справа слева, что находится далеко, а что близко? Затем попросите малыша
повернуться (на 90 градусов), и спросите, что изменилось?
«Весёлая зарядка». Простые
упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления
навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь
вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его
поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки.
Комментируйте действия словами: «Правую руку вверх! Левую руку в сторону!
Правую - вперед» и т.п. Затем скомандуйте: «Прыгаем на правой ножке! Теперь на
левой!». Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух
ногах одновременно: «Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок
вправо!». А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с ребёнком
на пол и продолжайте упражнения: «Подними вверх правую ножку, теперь правую
ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку!» и т.д.
«Весёлый стих». Есть немало
замечательных стихотворений и песен, которые тоже можно использовать как
веселые и полезные упражнения. Предложите, например, вашему ребенку спеть и
станцевать с вами следующий танец:
Физминутка “Буги-вуги”
Ручку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).
Ручку левую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).
Ножку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).
Ножку левую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).
«Упражнения на прогулке». На
прогулке тоже можно устроить веселый урок. Поднимаясь по ступенькам,
командуйте: «Левой-правой, левой-правой!» Обращая внимание малыша на какой-то
интересный предмет, используйте пространственные понятия: «Посмотри, справа от
тебя растет рябина. А вон, слева, побежала кошка». Обычно дети показывают рукой
на то, что их заинтересовало: «Вон поехал мотоцикл!» А вы прокомментируйте его
слова: «Мотоцикл проехал слева от нас». Спрашивайте у ребёнка, в какую сторону
вы повернули: направо или налево. А если идете по знакомой дороге, попросите,
чтобы малыш вас проводил. Пусть он идет впереди и комментирует свои действия:
«Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь - налево». Во
время ежедневного похода в детский сад или в магазин попробуйте свернуть не в
ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть. Переходя
дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Посмотрели налево, теперь
направо!» Если вы едете в автомобиле или автобусе, тоже неплохо следить за
поворотами. Обычно мальчишки интересуются всевозможными дорожными знаками, но,
почти наверняка, это будет интересно и девочкам. Рассматривайте те из них, где
нарисованы стрелки, и пусть ребенок расскажет вам, куда можно ехать машине
согласно этому знаку: прямо и направо или прямо и налево.
Такие нехитрые игры тренируют
пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать
свой город. Это здорово пригодится ему в будущем.
«Умные игрушки». Игрушки -
благодатный материал, который помогает объяснить ребенку даже самые непростые
вещи. Важно, чтобы малыш не только знал, где право, а где лево, но и мог
определить право и лево относительно любого предмета. Во время игры посадите
несколько мягких игрушек в ряд и потренируйтесь определять, какие игрушки сидят
левее мишки, а какие правее. Кто в ряду находится левее: кукла или собачка? А
кто правее: зайка или львенок? Кто самый правый? А самый левый? Сколько
зверушек сидит справа от кошечки, а сколько слева. Перечисли все игрушки справа
налево, а теперь - слева направо… Теперь посадите одну игрушку (например,
собачку) в центре, а остальные распределите вокруг нее на некотором расстоянии.
Пусть собачка идет вправо и называет те игрушки, которые встретились у нее на
пути. А теперь пусть отправится влево. Затем возьмем машинку, усядемся на пол и
будем возить ее по ковру, выполняя мамины команды: «Вперед! Налево! Направо!
Назад!»
«Где игрушки?». Расставьте пять
стульев таким образом, чтобы один был в центре, а четыре других стояли по кругу
(спереди от стула, сзади, справа и слева). На стул, стоящий в центре посадите
малыша, а на остальные четыре посадите игрушки. Далее вы называете игрушку, а
малыш должен ответить, где она находится (спереди, сзади, справа и слева).
Потом Вы меняете расположение игрушек и продолжаете игру.
Таким образом, использование
дидактических игр и упражнений в развитии пространственных представлений у
детей 4-5лет способствовало обогащению запаса пространственных представлений у
детей дошкольного возраста; накоплению опыта распознавания пространственных
признаков и отношений, развитию умения ориентироваться на плоскости, устанавливать
взаимосвязи между объектом, словом и предметом реальной действительности,
приведению сформированных представлений в систему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий