Речь ребенка в 4 года постоянно усовершенствуется и становится более понятной. Он уже достаточно освоил грамматику, правильно составляет фразы и даже может ответить без ошибок связанным предложением. Появляется больше частей речи и сложносочиненных фраз. При разговоре используются имя прилагательные, местоимения, предлоги и союзы. Заметно улучшается артикуляция и употребление глаголов по числам, лицам.
Кроме постоянно задаваемых «вопросников» у ребенка появляется понимание связной речи. Более активные детки пытаются создавать собственные речевые конструкции, сочинять стихи и рифмы.

Нормативы речевого развития детей

Развитие речи у детей 3-4 лет  в пределах нормы предполагает четкое понимание мамой и папой своего ребенка. Однако  этот показатель сугубо индивидуален. Согласно статистическим данным, коммуникативные способности у большинства мальчиков формируются позже, чем у девочек. Период задержки персональных навыков может достигать двух-трех месяцев.
Речевой аппарат ребенка развивается по мере его взросления. Он имеет свои особенности, которые зависят от ряда факторов – социально-бытовых и физиологических. К первым относят, хорошая атмосфера в семье (отсутствие ссор между родителями) и ежедневные занятия с малышом. К физиологическим факторам причисляют – периферические и мозговые механизмы. Эти центры речи расположены в коре мозга и хранят «речевые образы», которые накапливаются в процессе обучения.
Несмотря на индивидуальные показатели, нужно учесть и общепринятые нормы оценки развития речи у ребенка 3-4 лет. Заинтересованность родителей в том, чтоб кроха правильно овладел речью, позволит избежать многих препятствий в будущем.
В 4 года речь ребенка должна отвечать определенным нормативам. Отклонения от норм в психологическом развитии возможны, но не значительные.
Желательно чтобы в этом возрасте малыш умел:
·         рассказать про себя (проговорить имя, фамилию, адрес проживания);
·         описать предложенную картинку, пересказать любимый «мультик» или сказку;
·         точно повторять слова и предложения, которые услышал;
·         разговаривать на пониженных и повышенных тонах;
·         произносить большую часть звуков, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («с», «ш», «щ»);
·         хорошо понимать, о чем идет речь.
·         называть действия домашних животных – «кошка лежит», «собачка гавкает».
При обнаружении несоответствия по нескольким вышеуказанным пунктам обратитесь за помощью к педиатру. Возможно, что малышу попросту не хватает родительской поддержки и внимания, которые являются препятствием в обучении навыков и умений. В случае выявления более серьезных нарушений в задержке развития речи, врач может назначить ребенку комплексное обследование, с привлечением других специалистов (психиатра, логопеда, невролога).

Отклонения

Родителей должны насторожить следующие признаки отставания ребенка в речевом развитии:
·         тихое, невнятное произношение слов;
·         речь трудна в понимании, похожа на «тарабанщину»;
·         малыш быстро, рвано говорит;
·         проглатывает окончание слов;
·         отсутствуют подлежащие, сказуемые и другие члены предложения при построении речи;
·         не умет строит собственные фразы;
·         неправильно выстраивает предложения (путается в порядке слогов, заменяет звуки);
·         не использует служебные части речи (союз, предлог, наречие);
·         плохо говорит полноценные слова либо вовсе молчит;
·         рассеянный, не может сосредоточиться, с трудом выполняет простые поручения (отнеси игрушку на место, принеси горшок маме).

Какие же занятия необходимо проводить с детьми на дому, чтоб они быстрее освоили такие навыки? Детские логопеды дают несколько проверенных методических рекомендаций:
·         Проговаривайте вслух все действия. Например, «Аня идет гулять на улицу», «принеси теплую кофточку», либо «сейчас мы сядем за столик кушать кашку».
·         Вносите коррективы в свою речь. Во время общения с ребенком используйте разные способы интонации (громкость, интенсивность, протяжность).
·         Используйте дидактические материалы и логопедические пособия, направленные на коррекцию речевых нарушений.
·         Учите малыша выражать свои мысли с помощью общения. Старайтесь меньше жестикулировать, когда объясняете новые предметы.
·         Просите кроху выразительно озвучивать его любимых персонажей («мишку косолапого», «зайчика», «белочку», девочку «Машу» из мультфильма).
·         Стремитесь расширить словарный запас путем скороговорок и ежедневных повторений фраз. Это научит ребенка лучше говорить и больше запоминать информации.
·         Приучайте к разным формам речи – от двухстороннего диалога до описания конкретного объекта.
·         Следите за правильным синтаксическим построением предложений (число, падеж, род).
·         Во время прогулок давайте ребенку возможность выговориться. Задавайте как можно больше вопросов, учите отвечать развернуто на предметы. Делайте подсказки, если ему сложно ответить. Поощряйте за добрые дела.
·         Речь четырехлетнего малыша не должна быть слишком громкой или тихой. Пытайтесь научить его разговаривать в определенном темпе и следите за тем, чтоб он не «тараторил» и не тянул слова.
·         Улучшить работу центров головного мозга и произношение связанных слов помогает мелкая моторика. Давайте ребенку лепить пластилин, собирать пазлы. Увлекайте его в мир игровых занятий, от этого он получит только пользу. Обобщайте назначение предметов: Краски и фломастеры – ими рисуют», «полочки в шкафу – на них складывают детские вещи», «из чашек – пьют чай, молоко и другие напитки».
Постоянно развивайте органы, участвующие в воспроизведении звуков (язык, губы, лицевые мышцы). Дефекты речи у детей можно исправить с помощью артикуляционной гимнастики. Главное – это не перенасытить 3- 4 летнего ребенка упражнениями. Постарайтесь составить программу так, чтоб разбить занятия по укреплению артикуляционного аппарата на несколько дней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий