Речь ребенка в 4 года постоянно усовершенствуется и
становится более понятной. Он уже достаточно освоил грамматику, правильно
составляет фразы и даже может ответить без ошибок связанным предложением.
Появляется больше частей речи и сложносочиненных фраз. При разговоре
используются имя прилагательные, местоимения, предлоги и союзы. Заметно
улучшается артикуляция и употребление глаголов по числам, лицам.
Кроме постоянно задаваемых «вопросников» у ребенка
появляется понимание связной речи. Более активные детки пытаются создавать
собственные речевые конструкции, сочинять стихи и рифмы.
Нормативы речевого развития детей
Развитие
речи у детей 3-4 лет в пределах нормы предполагает четкое понимание мамой
и папой своего ребенка. Однако этот показатель сугубо индивидуален.
Согласно статистическим данным, коммуникативные способности у большинства
мальчиков формируются позже, чем у девочек. Период задержки персональных
навыков может достигать двух-трех месяцев.
Речевой аппарат ребенка развивается по мере его
взросления. Он имеет свои особенности, которые зависят от ряда факторов –
социально-бытовых и физиологических. К первым относят, хорошая атмосфера в
семье (отсутствие ссор между родителями) и ежедневные занятия с малышом. К
физиологическим факторам причисляют – периферические и мозговые механизмы. Эти
центры речи расположены в коре мозга и хранят «речевые образы», которые
накапливаются в процессе обучения.
Несмотря
на индивидуальные показатели, нужно учесть и общепринятые нормы оценки развития
речи у ребенка 3-4 лет. Заинтересованность родителей в том, чтоб кроха
правильно овладел речью, позволит избежать многих препятствий в будущем.
В
4 года речь ребенка должна отвечать определенным нормативам. Отклонения от норм
в психологическом развитии возможны, но не значительные.
Желательно
чтобы в этом возрасте малыш умел:
·
рассказать про себя (проговорить имя, фамилию, адрес
проживания);
·
описать предложенную картинку, пересказать любимый «мультик» или
сказку;
·
точно повторять слова и предложения, которые услышал;
·
разговаривать на пониженных и повышенных тонах;
·
произносить большую часть звуков, за исключением сонорных («р»,
«л») и шипящих («с», «ш», «щ»);
·
хорошо понимать, о чем идет речь.
·
называть действия домашних животных – «кошка лежит», «собачка
гавкает».
При
обнаружении несоответствия по нескольким вышеуказанным пунктам обратитесь за
помощью к педиатру. Возможно, что малышу попросту не хватает родительской
поддержки и внимания, которые являются препятствием в обучении навыков и
умений. В случае выявления более серьезных нарушений в задержке развития речи,
врач может назначить ребенку комплексное обследование, с привлечением других
специалистов (психиатра, логопеда, невролога).
Отклонения
Родителей
должны насторожить следующие признаки отставания ребенка в речевом развитии:
·
тихое, невнятное произношение слов;
·
речь трудна в понимании, похожа на «тарабанщину»;
·
малыш быстро, рвано говорит;
·
проглатывает окончание слов;
·
отсутствуют подлежащие, сказуемые и другие члены предложения при
построении речи;
·
не умет строит собственные фразы;
·
неправильно выстраивает предложения (путается в порядке слогов,
заменяет звуки);
·
не использует служебные части речи (союз, предлог, наречие);
·
плохо говорит полноценные слова либо вовсе молчит;
·
рассеянный, не может сосредоточиться, с трудом выполняет простые
поручения (отнеси игрушку на место, принеси горшок маме).
Какие же занятия необходимо проводить с детьми на дому, чтоб они быстрее
освоили такие навыки? Детские логопеды дают несколько проверенных методических
рекомендаций:
·
Проговаривайте вслух все действия. Например, «Аня идет гулять на улицу»,
«принеси теплую кофточку», либо «сейчас мы сядем за столик кушать кашку».
·
Вносите коррективы в свою речь. Во время общения с ребенком используйте
разные способы интонации (громкость, интенсивность, протяжность).
·
Используйте дидактические материалы и логопедические пособия, направленные
на коррекцию речевых нарушений.
·
Учите малыша выражать свои мысли с помощью общения. Старайтесь меньше
жестикулировать, когда объясняете новые предметы.
·
Просите кроху выразительно озвучивать его любимых персонажей («мишку
косолапого», «зайчика», «белочку», девочку «Машу» из мультфильма).
·
Стремитесь расширить словарный запас путем скороговорок и ежедневных
повторений фраз. Это научит ребенка лучше говорить и больше запоминать
информации.
·
Приучайте к разным формам речи – от двухстороннего диалога до описания
конкретного объекта.
·
Следите за правильным синтаксическим построением предложений (число, падеж,
род).
·
Во время прогулок давайте ребенку возможность выговориться. Задавайте как
можно больше вопросов, учите отвечать развернуто на предметы. Делайте
подсказки, если ему сложно ответить. Поощряйте за добрые дела.
·
Речь четырехлетнего малыша не должна быть слишком громкой или тихой.
Пытайтесь научить его разговаривать в определенном темпе и следите за тем, чтоб
он не «тараторил» и не тянул слова.
·
Улучшить работу центров головного мозга и произношение связанных слов
помогает мелкая моторика. Давайте ребенку лепить пластилин, собирать пазлы.
Увлекайте его в мир игровых занятий, от этого он получит только пользу.
Обобщайте назначение предметов: Краски и фломастеры – ими рисуют», «полочки в
шкафу – на них складывают детские вещи», «из чашек – пьют чай, молоко и другие
напитки».
Постоянно развивайте органы, участвующие в воспроизведении звуков (язык,
губы, лицевые мышцы). Дефекты речи у детей можно исправить с помощью
артикуляционной гимнастики. Главное – это не перенасытить 3- 4 летнего ребенка
упражнениями. Постарайтесь составить программу так, чтоб разбить занятия по
укреплению артикуляционного аппарата на несколько дней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий